Статьи
Все статьи
04.07.2011

Правильная логистика для правильного склада

Эффективность функционирования предприятия, специализирующегося на торговле автозапчастями в значительной степени зависит от организации складской логистики. Современная логистика – ключевая отрасль экономики предприятия, в состав которой входят система стратегического управления закупками, снабжением, хранением товаров, управление информационными потоками. Складская логистика направлена на снижение расходов и, соответственно, увеличение прибыли предприятия.

Склады и проблемы

По своему назначению, в структуре торговых предприятий функционируют два вида складов: у оптовых продавцов – распределительные склады; склады у розничных продавцов; склады при автосервисах и ремонтных мастерских.

На складах оптовых продавцов находится огромное количество автозапчастей, любых наименований и назначения. На складах розничных предприятий в наличии относительно небольшой запас необходимых автокомпонентов наиболее востребованного ассортимента. Склады ремонтных мастерских располагают автокомпонентами для конкретных услуг ремонта и технического обслуживания. К задачам, решаемым в рамках складской логистики, относятся следующие:

- рациональное распределение ресурсов;

- эффективное размещение и расстановка оборудования;

- унификация складских операций;

- оптимизация маршрутов перевозок груза внутри склада;

- внедрение современных информационных систем.

В целом, внутрискладская логистика становится проблематичной, если не оптимизированы организационно-управленческие процессы, не отработаны складские технологии, отсутствует необходимое техническое оборудование и не отлажен информационный обмен.

В частности, нарушения в управленческих и организационных процессах приводят к путанице требований и указаний, падению производительности, пересортице на складе, неравномерной загрузке персонала, провоцируют сотрудников на злоупотребления, ведут к конфликтам с клиентами и другим крайне нежелательным последствиям.

Недоработки по части технологий ведут к порче продукции при погрузочно-разгрузочных работах, несоблюдении условий хранения; возможны неравномерность заполнения склада, непоследовательность операций, тратам времени и средств.

Информационные проблемы выражаются в отсутствии точного учёта товаров, статистики и, следовательно, невозможности контролировать и прогнозировать складские процессы.

Решения

Для повышения эффективности складской логистики проводят такие мероприятия по регламентации складских процессов, рационально систематизируют хранение запчастей, чётко рассчитывают технологические зоны склада и оптимизируют информационные функции.

Регламентация складских процессов включает в себя разработку и внедрение инструкции для каждого процесса, в котором оговариваются все необходимые операции, их последовательность и нормативы выполнения операций.

При организации складского хранения автозапчастей используются стеллажи и полки. Стеллажная организация склада достаточно эффективно управляема, поскольку позволяет легко варьировать уровни хранения, осуществлять перемещение паллет, в полной мере использовать компьютерные программы учёта.

Автомобильные запчасти в большинстве своём не требуют особого температурного режима, однако, при низкой или слишком высокой температуре некоторые автодетали, например, пластиковые, могут быть повреждены. Считается, что оптимальной для хранения большинства автодеталей является температура от +5 до +25 градусов Цельсия.

Особые условия хранения необходимы для крупногабаритных, пожароопасных и химически опасных для человека автокомпонентов. В частности, крупногабаритные запчасти, такие, как двигатели, требуют наличия специального оборудования для их перемещения и хранения. Кроме того, двигатели имеют серийный номер, поэтому для них необходим специальный учёт. Для хранения негабаритных видов автозапчастей, операции с которыми проводятся, как правило, вручную, в большей степени подходит полочное хранение.

К пожароопасным автокомпонентам относятся технологические жидкости, горюче-смазочные материалы. Их необходимо хранить в местах, наиболее защищённых от пожара и в местах, из которых эвакуация товаров может быть организована наиболее быстро в случае возникновения пожара.

Такие автокомпоненты, как шины или аккумуляторы, являются опасными для здоровья, поскольку выделяют вредные испарения. Соответственно, хранить такие компоненты нужно отдельно от других, в хорошо вентилируемом помещении.

Рационализация хранения включает в себя изучение критериев, в соответствии с которыми распределяются автозапчасти на складе, причём для торгово-розничных предприятий оптимальными являются критерии спроса. Соответственно, наиболее востребованные автокомпоненты располагаются на складе максимально близко к зонам комплектации и отгрузки, медленно оборачиваемые запчасти располагают более удалённо.

На складах розничных продавцов значительную часть составляют запчасти повышенного спроса ограниченной номенклатуры и стандартного спроса широкой номенклатуры, спрос на которые может быть удовлетворён сразу. Если нужной запчасти не оказалось на складе, то её приобретают на складах дистрибьюторов и на центральном складе автокомпонентов. Автозапчасти редкого спроса широкой номенклатуры заказываются на центральном региональном складе запасных частей.

На современных складах практикуется кросс-докинг – специально организованная система хранения на складе, в рамках которой отгрузку товара на склад и последующая его доставка получателю точно согласованы по времени. Результатом работы в таком режиме является транспортировка запчастей с минимальным временем пребывания груза на складе. Однако, как показал печальный опыт последствий стихийных бедствий в Японии, кросс-докинг имеет свои проблемные точки: автомобильные производители и торговые точки, имеющие минимальные запасы запчастей на складах, вынуждены были остановить производство из-за нарушения цепи поставок автокомпонентов с японских предприятий.

Технологическое зонирование предполагает чёткое разделение склада на площадки по производимым операциям. В частности, в структуре склада должны быть зона разгрузки продукции, доставляемой на склад; зона приёмки и упаковки; зоны для товаров длительного хранения и зоны для хранения быстрооборачиваемых запчастей. В структуре складов оптовых продавцов предполагаются зоны хранения готовых комплектов для заказчиков и зона отгрузки. В структуре складов розничных предприятий товары из зоны хранения быстрооборачиваемых запчастей поступают непосредственно в розничную сеть.

Маршруты перемещения товаров на складе являются фактором, в наибольшей степени обеспечивающим оптимальную работу склада. Для построения оптимальных маршрутов очень важно разработать правильную нумерацию проходов, стеллажей, полок и позиций запчастей на складе с учётом необходимости быстрого перемещения внутри склада до пункта комплектации и отгрузки товара со склада.

И, наконец, оптимизация информационной системы на складе, в настоящее время, подразумевает максимальную автоматизацию складских операций, внедрение современного программного обеспечении контроля и учёта.

Оптимально структурированная складская логистика повышает ритмичность и организованность производства; способствует сохранению качества товаров, материалов, сырья; освобождает сотрудников от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ, сокращая тем самым затраты на персонал.

Назад