Статьи
Все статьи
11.05.2011

Российский рынок автокомпонентов

Объем российского рынка автокомпонентов в 2010 году составил 30,2 млрд. долл., превысив, таким образом, показатели 2009 года — на 38%, а показатели 2008 годана 5,6%.

Вторичный и первичный

По разным оценкам, в настоящее время до 80% производителей автокомпонентов поставляют автозапчасти преимущественно на вторичный рынок, 20% ориентированы на рынок первичный. Вторичный рынок запчастей, по усредненным оценкам, превосходит первичный в 3 раза, составляя 75% всего объёма автокомпонентов.

image001.png

Наибольшую долю на вторичном рынке компонентов и запчастей занимают группы шин, группы деталей подвески.В частности, ёмкость рынка шин для легковых автомобилей составляет более 12% общей ёмкости рынка компонентов и оценивается в 29 млн. покрышек в год общим объёмом в 1,87 млрд. долл.

Порядка 10% ёмкости рассматриваемого рынка занимают комплектующие подвески, чья доля оцениваются в 1,65 млрд. долл. Группы фильтров, тормозной системы, трансмиссии, рулевого управления составляют весомые доли рынка.

image002.png

До 70% объёма автокомпонентов предназначены для иномарок, в 2008 году рост этого сектора составлял 50%, в 2010 году – уже 60%, что связано с увеличением количества производимых в России автомобилей иностранных брендов. При этом, автозапчасти для иномарок в большинстве своём импортируются, в денежном эквиваленте объём этого сегмента оценивается в 10,5 млрд. долл.

Что касается соотношения так называемых оригинальных и неоригинальных запчастей, то доля первых, по оценке участников рынка, может составлять до 30%, а остальные 80% являются неоригинальными и из них до 40% - контрафакт. На авторынках и в небольших торговых точках, которые являются основными каналами распределения автозапчастей в России, преобладают неоригинальные, что объясняется их меньшей, по сравнению с оригинальными, стоимостью.

image003.png

Предприятия

оссийские производители компонентов, входящие в состав предприятий-производителей автомобилей; независимые от автопроизводителей предприятия, которые специализируются на производстве компонентов для существующих и устаревших российских моделей, поэтому располагают в основном устаревшей технологической базой, не обладают возможностями для современных разработок и технологий.

image004.png

Относительно современными технологиями производства обладают совместные предприятия российских и иностранных производителей, часть из которых специализируются на выпуске узкого спектра автодеталей, в основном, технологически несложных - жгутов, бамперов, светотехники; некоторые специализируются на лицензионной сборке сложных компонентов с низким уровнем локализации. Совместные предприятия зависимы от международных партнёров, Иностранные производители автокомпонентов также присутствуют на российском рынка, среди них, например, Lear, Bosch, Federal Mogul. Иностранные предприятия в России узкоспециализированы на производстве технологически простых компонентов и имеютхарактеризуются небольшими объёмами производства.

Всего на российском рынке представлено более 270 отечественных производителей автокомпонентов и около полусотни зарубежных производителей автокомпонентов.

В период кризиса состав участников рынка автозапчастей претерпел некоторые изменения. В частности, группа «СОК» в начале июля 2010 года уступила холдингу «Объединенные автомобильные технологии» (ОАО «ОАТ») активы в ЗАО «ВАЗ-Траст», объединяющим автокомпонентные заводы «ВАЗинтерСервис» (детали сцепления, рулевого управления), «Мотор-Супер» (элементы подвески, двигателя), «ОСВАР» (осветительное оборудование), «Автосвет», «Комплект-Лтд» (элементы подвески и системы охлаждения), дистрибьютор вторичного рынка автозапчастей - ТД «ВолгоПромМаркет». Заметим, что перечисленные компании занимали около 10% всего объёма поставок комплектующих для АвтоВАЗа.

Рынок автозапчастейв 2010 году покинул такой крупный участник как «АвтоКом», который продал испанской компании CIE Automotive завод «Кинельагропласт».

Для предприятий автокомпонентной отрасли характерна территориальная концентрация. В настоящее время в России сформировалось три специализированных кластера: Центральный, Приволжский и Северо-западный.

В центральной России и Поволжье функционируют предприятия, исторически связанные с ВАЗом, КамАЗом, ГАЗом, а также ряд иностранных компаний - Magneti Marelli, Michelin, Bosal, Jost, Basf, Pilkington, Siemens, Federal Mogul, AGC Automotive, Delphi, Knorr-Bremse, Magna, Siemens, Valeo, Bosch, Pirelli, ZF, Tenneco и др.

Северо-Западный кластер создаётся западными и азиатскими автопроизводителями и здесь уже активно работают представители зарубежных автокомпонентных компаний - Magna, Toyota Boshoku, Tenneco, Johnson Control, Brisk, Continental, Nokian Tyres и др.

Перспективы

В целом для отечественной автокомпонентной отрасли характерны следующие особенности: низкий инновационный уровень, износ основных фондов, как результат – низкое качество производимых автозапчастей. Динамика развития российского рынка до кризиса была такова, что автозапчасти практически любого качества продавались в постоянно растущих объёмах и заводы не испытывали потребности модернизировать производство, а во время кризиса производители испытывали недостаток оборотных средств.

Среди объективных факторов низкого качества запчастей - дефицит качественного сырья для производства, неразвитость логистики и недостаточно благоприятный инвестиционный климат.Кроме того, российские автокомпонентщики считают, что государство оказывает недостаточную поддержку отрасли. В свою очередь государство предложило свой вариант развития автокомпонентной базы страны.

В «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Приказом Минпромторга Р оссии №319 от 23 апреля 2010 года,один из блоков специально отведен определению сценариев развития сегмента производителей автокомпонентов.

В Стратегии, в частности, говорится, что приоритетным направлением для индустрии автомобильных компонентов является партнерство с зарубежными компаниями, что обусловлено отсутствием современной локальной базы поставщиков и модернизации российских производителей с помощью зарубежных технологий.

Также, предполагается, что в ближайшей перспективе предстоит реструктуризация ландшафта российских поставщиков автокомпонентов с вертикальной на горизонтальную специализацию: вертикальная специализация предполагает выстраивание поставщиков автокомпонентов под конкретного автопроизводителя, что ведёт к небольшим объёмампроизводства, отсутствию конкуренции и другим, негативным в объективной реальности последствиям.

Горизонтальнаяструктура предполагает укрупнение и специализацию по категориям автокомпонентов и обеспечением поставок многим автопроизводителям. В результате горизонтальной реструктуризации в России, в каждом сегменте автокомпонентов будут присутствовать 2 – 3 производителя, конкурирующих между собой.

Согласно Стратегии, будут реализованы проекты по модернизации сегментов автокомпонентов: дифференциалов, ШРУС, опор, тяг, шарниров, модулей подвески, систем АБС, тормозных механизмов, рулевых систем, систем пассивной безопасности, каркасов и компонентов сидений, генераторов и стартеров, электромеханических приводов, переключателей и приборов, дверных панелей, климатических систем, систем охлаждения, электронных систем управления, выхлопных систем и так далее. Объём инвестиций, которые предполагается в ложить за 10 лет в развитие автокомпонентной отрасли составляет около 150 млрд. рублей.

В результате выполнения «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» база поставщиков автокомпонентов в России, предположительно,будет создана едва ли не с нуля и ориентирована на высокие требования совместных предприятий и локализованных иностранных автопроизводителей для каждого сегмента автомобильного рынка России.

image005.png

Назад