Все статьи
11.10.2011

Зарубежные проекты на рынке автокомпонентов

Вслед за иностранными автокомпаниями в нашу страну приходят международные поставщики автокомпонентов. Зарубежные компании в РФ создают либо собственное производство, либо совместные с российскими партнерами предприятия, или приобретают производственные мощности действующих российских предприятий.

Новый этап

Вероятно, мы являемся свидетелями и участниками становления качественно нового этапа развития автокомпонентной отрасли, который приведёт в обозримом будущем к кардинальным изменениям рынка автокомплектующих – как первичного, так и вторичного. Доля деталей зарубежных марок, очевидно, вырастет, доля российских запчастей снизится.

Автокомпонентные производственные зарубежные проекты, реализуемые в последнее время на территории России, размещаются в автокластерах, формируемых с государственной поддержкой.

Так, например, в рамках тольяттинского кластера, уже функционирует завод Mefro Wheels (Германия), где производятся колёсные диски. Кроме того, Mefro Wheels в текущем году приобрела колёсный цех АвтоВАЗа. ОЭЗ Тольятти в качестве производственной площадки, выбрала также испанская Gestamp Automocion (Volkswagen, Renault-Nissan, Peugeot-Citroёn, Daimler, Ford и GM). Данный проект позиционируется как основной в рамках целой стратегии развития компании Gestamp в России.

Компания Trakya Cam Sanayii A.S. (Турция, подразделение концерна Sisecam) и Saint Gobain (Франция), создаёт завод по производству автостекол в ОЭЗ "Алабуга", в которой также формируется автокластер на основе ООО «Соллерс-Елабуга».

В составе петербургского автокластера функционируют два предприятия корпорации Magna International Inc. и компания объявила о планах по созданию в 2011 году третьего завода.

В структуре калужского автокластера функционируют такие предприятия – производители автокомпонентов, как Continental, Magna, Benteler, Visteon, Lear, Faurecia, Fuyao, HT&L, Yapp Rus, HP Pelzer Rus, Scherdel Rus, Rucker.

''Группа ГАЗ'' совсем недавно объявила о начале формирования автокомпонентного кластера и одним из шагов на этом пути, стало создание совместного предприятия с ведущим производителем систем выпуска отработанных газов BOSAL. На первом этапе, который начнётся в четвёртом квартале 2011 года, предприятие будет выпускать продукцию в соответствии с требованиями экологического стандарта «Евро-3», а с 2012 года – в соответствии со стандартом «Евро-4». Предполагаемый объём производства составляет 350 тыс. комплектов.

Кроме того, соглашение о стратегическом сотрудничестве с правительством Нижегородской области уже подписала упомянутая ранее Gestamp Automocion.

В Ульяновске, также обладающим мощном автопроизводственным комплексом, создаёт предприятие германо-японская компания Takata Petri, крупный поставщик рулёвых колес, подушек и ремней безопасности для BMW, Audi, Ford, Honda, Mitsubishi, планируемый объём инвестиций составляет около 1 млрд. рублей.

В Димитровграде, Ульяновской области, также планируется открытие нового производства автокомпонентов, в которое предполагается инвестировать около полутора миллиардов рублей. В частности, в этом году между региональным правительством, ОАО «ДААЗ» и словенскими компаниями СIMOS d.d. и Kоvinoplastika было подписано соглашение о совместной реализации инвестиционных проектов.

Кроме автокластеров, основанных на производственных мощностях, созданных ещё в советское время, зарубежные предприятия приходят в регионы, где власти готовы оказывать им поддержку. В частности, ООО СП «Витценманн-Руссия» с 2003 года активно сотрудничает с компаниями в Республике Башкортостан, где, при поддержке местных властей и в рамках дальнейшего развития, планирует организовать производство экранов и сильфонов компенсаторов выхлопной системы автомобилей Ford, Volkswagen, Renault, Hyundai.

Зарубежные производители автомобилей, согласно новым правилам промсборки, вынуждены уделять особое внимание развитию автокомпонентной базы. В этом направлении показательна история шведского концерна Volvo, который очень заинтересован в российском рынке, но не может обеспечить объёмы производства грузовиков, которые установлены требованиями промсборки. Чтобы воспользоваться правом на льготы при импорте автокомпонентов, Volvo планирует построить автокомпонентное предприятие в России. Кроме Volvo, интерес к производству автокомпонентов в РФ также проявляют компании-партнёры KIA Hyundai, поставщики Volkswagen, Renault-Nissan.

Увеличивается активность импортёров, привлекаемых продолжающимся ростом показателей продаж на российском авторынке. В частности, можно отметить следующие проекты: бразильская компания FRAS-LE, входящая в состав группы компаний Randon и специализирующаяся на производстве тормозных накладок и колодок, объявила об официальном начале поставок своей продукции на российский рынок. О выходе на российский рынок объявила также японская компания ADVICS – один из крупнейших японских производителей деталей тормозной системы, поставщик тормозных колодок на сборочные конвейеры Toyota Motors, Honda, Isuzu, Mazda, Daihatsu, Subaru, Hino, Mitsubishi, Nissan, Suzuki, GM, Ford, Chrysler и других автопроизводителей.

Кому выгодно?

Развитие сотрудничества с зарубежными производителями является необходимым фактором интеграции российской автокомпонентной отрасли в мировую экономическую систему. В данный момент в России сложилась ситуация, при которой экспансия зарубежных компаний выгодна почти всем: российский автомобильный рынок прогрессирует, он отличается большим объёмом продаж автокомпонентов.

В свою очередь, сотрудничество с зарубежными компаниями ставит новые задачи перед отечественными производителями – повышать качество продукции, осваивать современные технологии, внедрять более жёсткие нормы экологии и безопасности. С другой стороны, именно отечественные производители могут быть теми, кто пострадает в результате расширения зарубежной экспансии – они вынуждены будут либо закрыть производство из-за невозможности выдержать конкуренцию, либо кооперироваться с иностранными компаниями, жертвуя своей независимостью.

Ну, а если говорить о пользе для страны в целом, то очевидно, что благодаря созданию предприятий снижается социальная напряжённость, поскольку 1 рабочее место в автопроме создаёт 10-12 рабочих мест в смежных отраслях экономики – это одна из основных причин, по которым российское правительство стимулирует экспансию из-за рубежа, правда, при условии выполнения достаточно жёстких правил промсборки.  

Назад