Статьи
Все статьи
30.12.2011

Автомобили и автокомпоненты: удачный год

В 2011 году автокомпонентный и автомобильный рынки вышли из кризиса. К основным тенденциям автомобильного рынка можно отнести рост продаж иномарок российского производства и уменьшение доли автомобилей «старых» отечественных брендов. Рынок автокомпонентов следовал в аналогичном русле: доля автозапчастей для иномарок значительно увеличилась, доле запчастей для отечественных марок уменьшилась.

Продажи и производство автомобилей

В период с января по ноябрь 2011 года российский автомобильный рынок, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, увеличился на 41%. Автопарк страны пополнился примерно 694500 автомобилями. В частности, АвтоВАЗ в рассматриваемый увеличил продажи автомобилей на 13%, реализовав 535 тыс. автомобилей, при этом, больше всего было продано машин моделей Kalina (+35,2%, 131,716 тыс. ед.), Priora (+13,7%, до 129,220 тыс. ед.), Samara (+16,1%, до 111,124 тыс. ед.). Однако, уменьшились показатели продаж 2105 и 2107 моделей на 33% (83,059 тыс.), что связано, скорее всего, с завершением программы утилизации старых автомобилей. В свою очередь, Соллерс, в течение 11 месяцев года, увеличил продаж за 11 месяцев 2011 года на 33% (96262 автомобилей).

Темпы роста реализации иномарок были несколько выше. Например, объём продаж KIA Motors увеличился на 47,3% (142 тыс. 196 автомобилей.), а в ноябре 2011 года, по сравнению с ноябрём 2010 года, продажи этой марки выросли более, чем на 64% по сравнению с ноябрем 2010 года и составил 15 тыс. 115 автомобилей. Столь же успешной была динамика Mitsubishi Motors, которая в анализируемый период увеличила объём продаж в России на 67%, (66,8 тыс. ед.).

image001.png

Экспорт и импорт автомобилей в 2011 году развивались поступательно. В частности, показатели экспорта автомобилей из России увеличились в течение года более, чем на 40%, подавляющая доля экспорта пришлась на страны пост-советского пространства.

В течение всего 2011 года на территорию РФ ежемесячно ввозится порядка 75 тыс. иномарок и, в отличие от докризисных времён, подавляющее большинство ввозимых автомобилей новые иномарки. К концу текущего года, как ожидается, импорт легковых автомобилей в РФ составит более 800 тыс. ед.

Небезынтересно отметить, что в 2011 году постоянно увеличивалось количество автомобилей, реализуемых по кредитным схемам. Так, по сравнению с показателями 2010 года рост продаж в кредит составил 70%.

В последний месяц уходящего года объём продаж, по мнению участников рынка, составит порядка 250 тыс. автомобилей. Предположительно, к концу 2011 года, при сохранении существующих тенденций, объём продаж автомобилей увеличится на 40%, а общий объём реализации машин в 2011 году, предположительно, будет составлять 2 миллиона 700 тысяч автомобилей – такую цифру привёл, в качестве прогноза, министр промышленности и торговли Виктор Христенко.

Трудные цифры

Если с показателями авторынка более менее понятно, то с рынком автокомпонетов ясности меньше. Так, по одним данным, объём рынка автомобильных компонентов и запчастей в России в денежном эквиваленте составляет 37,5 млрд. долл., по другим данным этот показатель значительно меньше - 27,5 млрд. долл., в начале 2011 года ряд аналитических агентств давал также цифру в 20 млрд. долл. Аналитики и эксперты, приводят разные оценки объёмов рынка, однако сходятся в том, что рынок автокомпонентов растёт темпами 25-30% в год.

image003.png

Действительно, определить с достоверной точностью показатели рынка автокомпонентов весьма затруднительно, поскольку он недостаточно прозрачен, вторичный сегмент значительно больше по объёмам, чем рынок первичный. А для того, чтобы выявить показатели вторичного рынка, нужно оценить показатели продаж каждого автокомпонента с учётом парка автомобилей, пробега, цены и так далее. По некоторым данным, на вторичном рынке «оригинальные» запчасти занимают долю в 20–30%; аналоги - 40–60%; и доля контрафактных запчастей – 20–30%.

Предположительно, объём первичного рынка автокомпонентов к концу года будет составлять около 17 млн. долл., и это на 5,5 млрд. больше, чем в 2010 году. Прежде всего, растёт количество импортных автокомпонентов поставляемых на российское производство автомобилей иностранных брендов.

Доля автозапчастей для отечественных брендов постоянно снижается, сейчас данный показатель составляет 35% и стремится к уменьшению в перспективе. Пока автокомпоненты для иномарок импортируются в значительно больших объёмах, чем производятся. В дальнейшем, возможно, соотношение импорта и производства изменится, это предположение основывается на жёстких требованиях к локализации производства автокомпонентов. В то же время, Россия вступила, почти уже официально, в ВТО, и должна будет выполнить условия, смягчающие как раз импорт автокомпонентов. Впрочем, в отношении импорта автокомпонентов, Россия и европейские и американские производители, оговорили особые условия.

image005.png

И также следует охарактеризовать некоторые изменения в соотношении каналов продаж автокомпонентов: растёт доля продаж автозапчастей в интернет-магазинах. В частности, по некоторым данным, автозапчасти в 2011 году составляют едва ли не 25% покупаемых в интернете товаров. Растёт также продажа автозапчастей в специализированных магазинах, а вот традиционно высокая в России доля продаж на «рынке» и в мелкой рознице снижается. И, таким образом, в настоящее время официальные дилеры и сервисные станции занимают 20–30% долю продаж, торгово-розничные крупные предприятия 35–45%, «рынки» и мелкая розница 30–40%.

Назад