Статьи
Все статьи
22.12.2011

Интернет-торговля: итоги 2011 года

Российский рынок интернет-торговли характеризуется положительной динамикой развития: высокими темпами роста оборота, постоянно пополняющимся ассортиментом, увеличением количества магазинов. Всё это в полной мере относится к сегменту онлайн продаж автозапчастей. Российскому рынку электронной торговли также присущи такие проблемы, как отсутствие чёткой структуры рынка, непрозрачность рынка, значительное количество некомпетентных или недобросовестных участников, недоверие потребителей к покупкам в интернете.

Показатели

Менее месяца осталось до конца 2011 года, и участники уже оценивают объём рынка электронной коммерции в России. По некоторым данным, рассматриваемый показатель составит около 320 миллиардов рублей. По другим прогнозам, объём рынка интернет-торговли в 2011 году должен составить от 245 млрд. до 350 млрд. рублей. Такое расхождение в оценках является следствием недостаточной прозрачности рынка для анализа, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что рынок не сформирован в полной мере. Интернет торговля быстрее оправилась и от кризиса, в частности, если пост-кризисный рост обычной розницы составлял 5 – 15%, то интернет-рынок рос на 25 - 35 % в год.

e-commerce_1.png

В настоящее время рынок интернет-торговли в России составляет около 1,2% ВВП страны. Около 3-4% общего объёма электронной торговли составляет торговля запчастями для автомобилей. Этот показатель стабилен из года в год. Отметим, что сегмент электронной торговли запчастями составляет также примерно 1% от общего объёма торговли запчастями. Крупнейшим интернет-магазином по продаже автозапчастей является exist.ru.

Динамика рынка определяется увеличением доли пользователей, которые выходят в интернет именно для выбора или заказа товаров. В среднем, каждый месяц 2011 года количество заказчиков товаров в интернете было больше на 20-30%, чем каждый месяц 2010 года. Однако, только половина потенциальных покупателей действительно совершили покупку. В среднем, интернет-магазины посещает около 10-12 млн. человек в месяц.

Ведущим мотивом выбора покупателем интернет-магазина является ассортимент продукции. Однако, определяющим фактором выбора является стоимость товара. Важным также является удобство сервиса. Кроме того, порядка 60% потребителей учитывают рекомендации знакомых, порядка 40% прислушиваются к онлайн-рекомендациям других пользователей, клиентов магазина; 45% проводят своё исследование, сравнивают цены на разных ресурсах и ориентируются на отзывы тех, кто уже пользовался услугами определённого магазина.

e-commerce_2.png

Региональный разрез

В отличие от технологической отсталости России от развитых стран во многих отраслях, проникновение интернет-торговли в нашей стране соответствует уровню таких участников Европейского Союза как Испания, Италия, Греция, Польша, Чехия, хотя пока и не достигла показателей Франции, Германии, Великобритании и Скандинавии. Если в странах Южной и Центральной Европы примерно 25-45% взрослых пользователей совершают покупки в интернете, то в России этот показатель выше, и составляет почти 50%. Впрочем, в России велика разница между регионами. Например, проникновение интернет-торговли в Москве и Петербурге на уровне Великобритании: 87% (Москва), 79% (Санкт-Петербург) – и это предел, поскольку интернет-аудитория в этих городах почти не увеличивается. Соответственно, на долю обеих столиц - политической и культурной - приходится 40 % покупателей и 60% оборота интернет-магазинов. Значительно более слабое проникновение интернет-торговли в регионы свидетельствует о больших перспективах этого рынка, и действительно, здесь рынок электронной коммерции растёт темпами в 15-17% в год.

e-commerce_3.png

Специфика рынка

Российская интернет-торговля, по всей видимости, переживает период укрупнения и консолидации, показателем чего является создание Ассоциации розничной электронной торговли, о которой было объявлено в начале ноября 2011 года. В планах ассоциации - сотрудничество с Торгово-Промышленной Палатой и обществами прав потребителей России, установление этических и профессиональных стандартов продаж. Ассоциация также предполагает выдавать своим участникам «сертификат благонадежности» участника рынка.

Действительно, в настоящее время создать интернет-магазин по продаже чего угодно, в частности и автомобильных запчастей, может практически любой желающий. Однако, действительно успешные интернет-магазины возникли естественным эволюционным путём из крупных оптовых или розничных предприятий, где гарантией поставки качественных запчастей является само имя магазина. В свою очередь, появление на рынке недобросовестного продавца подрывает доверие не только к нему, но и ко всем участникам интернет-рынка. В этом случае, некий документ, выдаваемый интернет-магазину с хорошей репутацией, позволит очистить рынок от недобросовестных продавцов.

2012 и далее

Участники рынка интернет-торговли с оптимизмом смотрят на перспективы развития в 2012 году. В частности, это связано с предстоящим вступлением России в ВТО, в результате которого объём рынка интернет-продаж может увеличиться более чем на 45% и по итогам 2012 года составит уже около 500 млрд. руб. По другим оценкам, рост рынка будет несколько ниже, но – будет, в этом сходятся практически все аналитики. Доля интернет-торговли в объёме ВВП составит 1,9%. В то же время, количество покупателей может увеличиться на 25%. Впрочем, усилится и конкуренция. В частности, ожидается активизация на российском рынке ведущих мировых операторов интернет-торговли.

Относительно более отдалённых перспектив предполагается, что количество покупателей в течение ближайших 5 лет значительно увеличится благодаря регионам. При этом, доля регионов в объёме интернет-продаж достигнет 80%, а количество покупателей - 60%. Общее количество покупателей в течении 5 лет увеличится более, чем на 100%, в то время, как объём рынка интернет-торговли вырастет почти на 150%.

Назад