К списку

Как открыть магазин автозапчастей с нуля

27
февраля
2017

Статья актуализирована и дополнена 23.04.2021

  1. Анализ рыночной ситуации
  2. Где должен располагаться ваш магазин автозапчастей
  3. Регистрация предприятия
  4. Оборудование, чтобы открыть магазин запчастей
  5. Подбор и найм персонала
  6. Логистика и доставка
  7. Поставщики автозапчастей
  8. Программное обеспечение
  9. Реклама магазина запчастей

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Автомобили прочно вошли в нашу жизнь, и практически в каждой семье есть 1-2 транспортных средства. А значит, их надо ремонтировать и обслуживать. Вот почему продажа автозапчастей является прибыльным бизнесом, который мало зависит от рыночной ситуации в стране, кризисов и модных тенденций.

Идея открыть магазин автозапчастей с нуля приходит многим. Если она актуальна и для вас, познакомьтесь с нашими рекомендациями.

Заказать бесплатную консультацию

Анализ рыночной ситуации

Прежде чем открыть магазин запчастей, необходимо изучить рыночную ситуацию в вашем населенном пункте, и найти ответы на вопросы:

  • что продавать?
  • где продавать?
  • какова будет ценовая политика?

Начните с изучения конкурентов. Обратите внимание на то, что предлагают владельцам автомобилей другие магазины вашего города или региона. Понаблюдайте за их рекламными активностями и предлагаемым ассортиментом, изучите месторасположение конкурентов, их сильные и слабые стороны.

Обладая этой информацией, вы сможете выбрать для своего магазина автозапчастей выгодное позиционирование и товарный ассортимент. Варианты могут быть различные.

В зависимости от того, каковы рыночные условия и доступные вам возможности, ваш магазин может предлагать товары для автомобилей строго определенной марки (например, любые автозапчасти для Toyota), быть мультибрендовым (предлагать детали исключительно для японских иномарок или автозапчасти лишь для немецких автомобилей), торговать товарами вообще для любых видов автотранспорта. Некоторые компании предпочитают сконцентрировать свои усилия на торговле расходными материалами (комплекты для технического обслуживания авто, лампочки, машинные масла, воздушные фильтры и так далее). Выгодно открыть магазин автозапчастей на базе действующего автосервиса - так, с одной стороны, вы сразу получаете клиентскую базу, а с другой стороны, клиенты автосервиса получают полный комплекс услуг, что способствует росту их лояльности.

Где должен располагаться ваш магазин автозапчастей

Где должен располагаться ваш магазин автозапчастей

Если вы собираетесь открыть магазин автозапчастей оффлайн, правильный выбор места и помещения будет определять львиную долю успеха вашего бизнеса.

Выбирайте помещение вблизи крупных ремонтных зон, либо в оживленной части города, с удобной транспортной доступностью. Также возможен вариант размещения на окраинах города или за его пределами, возле автомобильных трасс и магистралей. Обеспечьте магазину удобную парковку и яркую, заметную издалека вывеску.

Площадь помещения может быть различной, в зависимости от ваших возможностей и особенностей ассортимента. Для торговли автомобильными мелочами достаточно будет небольшого кабинета площадью около 25 кв. м. Если вы предполагаете большой ассортимент, надо предусмотреть площадь под склад.

Таблица. Пример зонирования помещения площадью 25 кв. м.

Общая площадь помещения Площадь под склад Зона для работы сотрудников Зона ожидания для клиентов
25 кв м 8 кв м 5 кв м 12 кв м

Обязательно нужно обратить внимание на своих потенциальных соседей. Важно стараться избегать близкого соседства с магазинами запчастей, ассортимент которых во многом пересекается с вашим.

Зарегистрируйте свой магазин в Яндекс Справочнике и Google Мой Бизнес: так вы попадете в их карты и навигацию, что посодействует посещаемости и узнаваемости вашей торговой точки.

Если вы планируете открыть интернет-магазин автозапчастей, вам потребуется оборудовать хотя бы небольшой офис офлайн, где клиент сможет получить свой заказ. В этой точке вы можете также продавать наиболее популярные и маржинальные товары, не требующие большой площади хранения.

Как офлайн магазин, так и пункт выдачи заказов должны быть оснащены инженерными коммуникациями, к которым относятся электричество, канализация, водоснабжение, теплообеспечение.

Для дальнейшей работы потребуется оформить договоры об аренде или покупке помещения, разрешения на работу от пожарной инспекции. Заключите договоры с коммунальными службами и с компаниями, которые будут обеспечивать вас электричеством и услугами связи.

Регистрация предприятия

Прежде чем начать торговлю, необходимо определиться с формой юридического лица. Для магазина автозапчастей подойдет либо форма ИП (Индивидуальный предприниматель), либо ООО (Общество с ограниченной ответственностью).

Процедура открытия ИП достаточно проста и описана во многих источниках. Зарегистрировать ИП можно за несколько дней, уплатив государственную пошлину 800 рублей.

Открытие общества с ограниченной ответственностью потребует больше ресурсов и времени. Размер госпошлины за открытие ООО составляет 4 000 рублей, минимальный уставной капитал – 10 000 рублей.

После регистрации юр лица, необходимо открыть расчетный счет в банке, изготовить печать.

Ниже приведен пример расчета стоимости открытия ИП для торговли запчастями.

Госпошлина 800 руб.
Услуги посредника (необязательно) 1 700 руб.
Изготовление печати 500 руб.
Открытие расчетного счета 1 000 руб.
ИТОГО: 4 000 руб.

Оборудование, чтобы открыть магазин запчастей

Для качественного обслуживания покупателей потребуется определенное оборудование и мебель. Учитывайте, что автотовары обладают различными размерами, от несущественных до довольно больших. Чтобы нормально их разместить, вам потребуются:

  • специализированные витрины,
  • полки;
  • стеллажи;
  • системы крепления к стенам.

Подвесные системы удобны и практичны, к тому же помогают экономить место в торговом зале.

Все оборудование и мебель можно изготовить под заказ в соответствии с вашими индивидуальными потребностями и пожеланиями. Однако, если ваш бюджет ограничен, с целью экономии можно закупить б/у оборудование.

Подбор и найм персонала

Подбор и найм персонала

Чтобы магазин стабильно работал и имел постоянных клиентов, важно, чтобы покупатели получали качественное обслуживание и профессиональную консультацию. Для этого вам потребуется квалифицированный персонал.

Штат небольшого магазина, как правило, включает в себя следующий перечень сотрудников:

  • продавец (2-3 человека),
  • специалист по закупкам,
  • бухгалтер,
  • складской работник,
  • грузчик.

Вполне можно обойтись и меньшим количеством человек, если корректно распределить обязанности между работниками. Кроме того, часть функций, например, бухгалтерию, сегодня легко можно передать на аутсорс.

Еще один способ повысить эффективность работников магазина – использовать специализированное программное обеспечение. Об этом мы расскажем ниже.

Помимо функциональных навыков и умений, а также знаний об устройстве автомобилей, при подборе персонала необходимо учитывать и чисто человеческие качества кандидатов. Проводя собеседование, обратите внимание, насколько опрятно выглядит человек, как чисто построена его речь, насколько доброжелательно он общается и какое производит впечатление. Старайтесь подбирать себе в команду честных, ответственных и доброжелательно настроенных людей.

Логистика и доставка

Схем логистики и доставки запчастей великое множество. Крупные поставщики, как правило, имеют несколько филиалов по России. В каждом филиале имеются склады, откуда отправляются запчасти заказчикам. Отправляются быстро - в пределах максимум нескольких сотен километров, чтобы клиент не переживал и не тратил много времени на ожидание. Если речь идет о более серьезном или каком-либо нестандартном заказе или - в работу включается головной офис, откуда потом заказ отправляется по месту.

Есть и более простые схемы: например, вы арендуете склад, заказываете заранее товары у поставщика и храните их в складском помещении. Когда поступит заказ - доставляете запчасти по адресу заказчика: на следующий день или по графику: несколько раз в неделю. И, наконец, самый простой путь: у вас вообще нет склада, только сайт магазина и/или офис. В этом случае вы принимаете заказ и обращаетесь напрямую к поставщику, а уж оттуда доставляете запчасти клиенту. Понятно, что такой способ самый затратный по времени: не все клиенты готовы ждать.

Также имейте в виду, что запчасти могут быть крупногабаритными и тяжелыми. А значит, потребуются услуги грузоперевозок или доставка транспортными компаниями. Все это лишние расходы, которые необходимо учитывать при составлении бизнес-плана. Еще вариант - самовывоз. Он удобен, но не в том случае, когда машина сломалась и требует ту самую деталь, которая скучает на складе.

Поставщики автозапчастей

Старайтесь выбирать надежных и проверенных поставщиков. Обязательно заключайте договора о сотрудничестве, в которых прописывайте все условия работы, срок оплаты, возможности обменять или вернуть товар, если он оказался некачественным или с браком. Обговорите возможность возврата исправного товара в том случае, если от него отказался клиент по независящим от вас причинам. Вашему поставщику это не должно создать проблемы, а вам поможет рационально использовать свой оборотный капитал.

О том, как найти поставщиков, вы сможете подробнее узнать здесь.

Программное обеспечение

Сфера торговли автомобильными запчастями имеет ярко выраженную специфику. Прежде всего, это огромный ассортимент и сложность подбора подходящих деталей. Сегодня никто не делает этих операций вручную, предпочитая использовать специально адаптированное программное обеспечение.

Выгоды от использования программ для автоматизации:

  • Оптимизация управления предприятием;
  • Увеличение скорости работы;
  • Экономия ресурсов компании;
  • Сокращение расходов;
  • Своевременное пополнение склада;
  • Защита от неликвидов;
  • Отсутствие ошибок “человеческого фактора”;
  • Рост эффективности всего бизнеса в целом.

К числу таких программ можно отнести систему AutoИнтеллект от компании ТрэйдСофт. Эта программа позволяет менеджерам по продажам легко и быстро выполнять многофункциональный поиск автозапчастей (проценку), вести учет, подбор, заказ и продажу деталей. AutoИнтеллект комплексно автоматизирует процессы управления предприятием, документооборот и работу с покупателями. Благодаря этой системе владельцу бизнеса становится очень просто получать аналитику и контролировать работу магазина.

Скриншоты программы AutoИнтеллект:

Кроме того, AutoИнтеллект рассчитан на развитие бизнеса. По мере роста вы можете докупать рабочие места, организовывать филиалы, автосервисы, дилерские сети.

Посмотрите видео о возможностях AutoИнтеллект.

Если вы планируете продавать запчасти не только офлайн, но и онлайн, то вам поможет коробочное решение готового интернет-магазина запчастей - Веб-АвтоРесурс.

Связать онлайн и офлайн в единую систему удобнее всего с помощью программного комплекса Синхронизатор. Посмотрите видео, как настроить совместную работу AutoИнтеллект и Веб-АвтоРесурс.

Реклама магазина запчастей

Если вы открыли магазин запчастей с нуля, то вам обязательно надо задуматься о его продвижении. Правильно подобранные рекламные каналы помогут вам сформировать приток посетителей - клиентов.

На первых этапах используйте все возможные методы рекламы, не забывая при этом отслеживать их эффективность. Так вы вычлените наиболее продуктивные и будете в дальнейшем эффективно расходовать рекламный бюджет.

Подходящие методы продвижения для магазина автозапчастей:

  • наружная реклама: вывеска и информационные конструкции;
  • распространение печатной продукции;
  • реклама на общественном транспорте;
  • социальные сети;
  • реклама на местном радио;
  • информация на Яндекс и Гугл-картах;
  • собственный сайт и все возможные способы интернет-продвижения.

Хорошо зарекомендовали себя дисконтные и накопительные карты, дающие возможность получения скидки для постоянных покупателей.

Если вы уже открыли магазин автозапчастей или планируете открыть, воспользуйтесь бесплатной демо-версией программы AutoИнтеллект. Вы сможете изучить функционал и полноценно работать в ней в течение месяца.

Теперь вы точно знаете, как открыть магазин запчастей с нуля. Сегодня совсем не сложно открыть магазин автозапчастей. Гораздо сложнее сделать этот магазин устойчивым бизнесом, приносящим стабильную прибыль. Торговля автозапчастями – это высоко конкурентный бизнес, в котором, тем не менее, даже начинающий может занять свое место и стать успешным.

Мнение эксперта: Тренды рынка автокомпонентов в России.

«Рынок автокомпонентов пока чувствует себя хорошо. Всё это благодаря тренду роста, заложенному еще в 2018 году. Объем рынка светотехники вырос более чем на 14%, трансмиссионных масел на 10%, шин на 9%, а аккумуляторов на 8%. Данный тренд будет действовать еще ближайшие несколько лет. Плюс он будет дополнительно подкреплен падением рынка продаж новых автомобилей, что приведет к увеличению срока владения автомобилей, а это, в свою очередь, увеличит спрос на запасные части и автокомпоненты.»

Дмитрий Слободин, коммерческий директор ООО «Компания ТрэйдСофт»,

Дмитрий Слободин, коммерческий директор ООО «Компания ТрэйдСофт», спикер конференц-площадки Международной выставки MIMS Automechanika. Участник и спикер международных выставок Automechanika Dubai, Automechanika Astana.