Статьи
Все статьи
17.05.2011

Японское домино

В результате разрушительного землетрясения и цунами 11 марта и последующих перебоев с электричеством, разрушений коммуникаций, приостановили работу около 500 японских предприятий автокомпонентной отрасли. Япония контролирует более 25% автокомпонентов, а по некоторым видам запчастей, например, датчикам воздушного потока, доля японских производителей свыше 50%. Легко представить последствия резких изменений в работе этих производств.

Проиллюстрировать можно примером остановки из-за разрушений ведущего в стране поставщика комплектующих для автомобильных двигателей — завода корпорации Riken Corp. в префектуре Ниигата. Riken производит около 50% всех поршневых колец и более 70% кольцевых уплотнителей для автоиндустрии Японии. После нарушений работы завода едва ли не весь японский автопром вынужден был на время прекратить производство.

Проиллюстрировать можно примером остановки из-за разрушений ведущего в стране поставщика комплектующих для автомобильных двигателей — завода корпорации Riken Corp. в префектуре Ниигата. Riken производит около 50% всех поршневых колец и более 70% кольцевых уплотнителей для автоиндустрии Японии. После нарушений работы завода едва ли не весь японский автопром вынужден был на время прекратить производство.

В Японии больше всего пострадала Toyota motor corporation, которая 11 марта приостановила деятельность 18 своих заводов. О возобновлении производства на всех заводах (правда, лишь на 50% мощности, а многие зарубежные заводы загружены на 40%), Toyota объявила только 18 апреля. За время простоя, компания Toyota могла бы произвести 260 тысяч автомобилей.

Понесли экономический ущерб и другие компании: производственные потери Honda составили 58 тыс. (в зоне землетрясения у Honda оказались 113 поставщиков компонентов), Nissan - 55 тыс., Suzuki – тыс., Mazda - тыс., Subaru - 29 тыс. и Mitsubishi – 26 тыс.

image006.png

Японские компании поставляют автокомпоненты на все ведущие автопроизводства мира. В частности, Denso - поставщик Toyota, GM, Mazda и Jaguar; Fujitsu работает с Ford, Subaru и Toyota; Aisin SW сотрудничает с Audi, GM и Toyota. Поэтому достаточно быстро отрицательные последствия землетрясения настигли Европу и США, снизили показатели выпуска автомобилей Volkswagen, General Motors, Peugeot-Citroen (практически в 2 раза в марте), BMW, Ford.

В условиях глобальной экономики, резкие изменения ситуации на рынке ведущей державы вызывают эффект домино и распространяются на весь мир, при этом наиболее интегрированные в мировую производственную систему страны страдают сильнее, чем менее развитые.

В этом плане Россия и её авторынок, из-за катаклизмов в Японии, пострадали не столь сильно, как европейские и американские автопроизводители, и несколько позднее. Тем не менее, проблемы в поставках запчастей и автомобилей Японии в РФ, неизбежны.

По автокомпонентам дилеры вынуждены будут решать – дожидаться восстановления объёмов производства качественных автокомпонентов в Японии или искать возможные альтернативы. Вероятно, решаться эти вопросы будут по-разному для каждой марки и даже модели автомобилей, например, японские внедорожники Toyota, производятся почти все в Японии и укомплектовываются японскими деталями, следовательно, какое-то время их просто не будет на российском рынке. Однако, сервисное обслуживание уже имеющихся машин остановить нельзя. Какие решения примут сервисные службы с учётом дефицита японских запчастей предсказать трудно.

Перебои в поставках автомобилей в России начались в некоторых автосалонах после 11 мая, когда закончились запасы автомобилей, произведенных в Японии до 11 марта. Как предполагали японские поставщики, максимальный срок ограничения поставок составит 10 недель, в частности, это коснётся моделей Toyota Corolla, RAV4, Highlander, LC Prado, LC 200, Hilux, Hiace, до месяца могут отсутствовать в России Avensis, Auris, Verso. На тот же срок будут ограничены поставки автозапчастей. Ближе к осени рынок будет испытывать дефицит автомобилей Mitsubishi, в то же время возможны проблемы с поставками автомобилей Mazda и автокомпонентов к ним (особенно это касается CX-7).

Относительно увеличения стоимости автокомплектующих можно сказать, что потребители ожидают именно этого, и, согласно опросам, готовы закупать впрок запчасти. Однако, будут ли в действительности значительно повышены цены на запчасти трудно сказать. Автодилеры и продавцы запчастей могут обратить внимание на альтернативные комплектующие, чтобы временно заменить японские комплектующие всех моделях, в которых это возможно, с минимальными или вообще без потерь качества, хотя сделать это будет проблематично. С другой стороны, поиск новых поставщиков, оценка качества, построение новой логистической цепочки довольно трудоёмкое занятие, к тому же есть надежда на более быстрое, чем ранее ожидалось, восстановление производственных возможностей Японии, поэтому, какая-то часть продавцов не будет пытаться заменить японские детали другими.

В свою очередь, на российском рынке ожидается увеличение стоимости автомобилей, однако насколько оно связано с последствиями природных катаклизмов сказать сложно, поскольку повышение стоимости японских автомобилей и так происходит, в соответствии с планом японских компаний.

В отличие от США и Европы, в России на автосборочных предприятиях запасы автокомпонентов формируются в довольно значительных объёмах, и это позволит российским заводам без изменений работать, но только до конца мая - начала июня.

В частности, Nissan в Петербурге уже объявил о приостановке работы с 30 мая по 3 июня в связи со срывом поставок двигателей из Японии, соответственно, производственный план Nissan в РФ снижен на 8%, до 46-47 тыс. автомобилей, кроме того, Nissan отменил 3-ю смену на заводе.

Наблюдая за развитием событий, можно сделать выводы, что землетрясение в Японии повлияло на авторынок, однако, не настолько катастрофически, как предполагалось сразу после удара стихии, и уж точно, апокалипсиса автомира не наблюдалось. Зная возможности японской экономики, можно предположить, что автокомпонентная отрасль Японии будет достаточно быстро восстановлена и это может привести к усилению конкурентной борьбы, в которой японские автопроизводители и автокомпонентщики будут стремиться восстановить свои несколько пошатнувшиеся позиции в мире. Однако, как именно и в каком направлении будут происходить изменения на рынке, не рискуют предположить даже сами японские автопроизводители. Высказываются осторожные прогнозы о восстановлении автопрома в Японии к декабрю 2011 года.

Назад